Татьяна Ивановна Пельтцер
Пельтцер Татьяна Ивановна



Народная артистка СССР (1972)
Народная артистка РСФСР (1960)
Заслуженная артистка РСФСР (1954)
Лауреат Сталинской премии III степени,
за участие в спектакле "Свадьба с приданым" (1951)

НАГРАЖДЕНА: орденом Октябрьской Революции (1974),
орденом Трудового Красного Знамени (1967) и медалями








Родилась 6 июня 1904 года в Москве.
Актерскую деятельность начала в 1920 в Передвижном театре Политуправления. Была ученицей своего отца И. Р. Пельтцера. В 1920 – 21 в Драматическом театре им. Горького в Нахичевани, в 1921 — 22 артистка театра Военно – Морского флота, затем 1 – го художественного коллектива артистов русской драмы в Ейске. В 1922 – 23 артистка театра Комедии (б. Корша) в Москве. В 1923 вступила в труппу театра МГСПС (ныне — театр им. Моссовета). В 1930—1931 — машинистка торгпредства СССР в Германии, в 1931—1934 — актриса театра им. Моссовета, в 1935 — машинистка на Московском автозаводе имени Сталина, 1936—1937 работала в Ярославском драматическом театре им. Ф. Волкова, в 1937 — актриса Колхозного театра в Москве, в 1938—1940 — театра им. Моссовета, с 1940 — в Московском театре миниатюр, с 1946 – в театре – студии Киноактера. С 15 сентября 1947 — в Московском театре Сатиры, с 1977 — актриса театра им. Ленинского комсомола.
Умерла 16 июля 1992 года в Москве.
Похоронена на Введенском кладбище.


Татьяна Пельтцер Татьяна Пельтцер Татьяна Пельтцер Пельтцер и Менглет Татьяна Пельтцер Морозко Приключения Толи Клюквина Журавушка Приключения Желтого чемоданчика

Приключения Желтого чемоданчика Приключения Желтого чемоданчика Деревенский детектив Там, на неведомых дорожках Иван Бровкин на целине

Могила актрисы на Введенском кладбище. Фото автора сайта.

Первым и единственным учителем для Татьяны, стал ее отец - актер Иван Романович Пельтцер, один из первых заслуженных артистов Республики, много снимавшийся в кино: «Последняя ночь», «Белеет парус одинокий», «Медведь», «Большая жизнь», до революции сам ставивший фильмы. А творческими университетами служили подмостки провинциальных сцен от Киева до Нахичевани.
От отца Татьяна Ивановна унаследовала бесценный дар живого видения мира, необычного и всегда неожиданного восприятия самой жизни. Говорят, что она вообще была очень похожа на него, особенно по темпераменту. Он был не только знаменитым актёром, но и деятельным антрепренером, педагогом. Одним словом, мог бы хорошо пристроить свою дочь-актрису, да и сам с возрастом найти «тёплое местечко». Но всё было не так просто. Что-то мешало творческому благополучию Татьяны Пельтцер.
Может, сказывалась её необразованность. Может, мешало её нескрываемое купеческое происхождение или столь необычное замужество с немецким коммунистом Гансом Тейбнером. А может быть долгая неустроенность обоих Пельтцеров связана с судьбой Александра - любимого брата Татьяны Ивановны. Не закончив МАДИ, он был осуждён по статье 58 (за контрреволюционную деятельность) и отсидел два года. Это тёмная история, и теперь, за давностью лет, её никто не прояснит. Со временем Александр Пельтцер увлёкся разработкой первых советских гоночных автомобилей "Звезда", сам испытывал их, стал трижды рекордсменом Советского Союза. Но в 1936 году он оставил пост главного инженера АМО (ныне - завод имени Лихачёва). Чем была вызвана эта необходимость, и куда Александр Иванович уехал, теперь тоже неизвестно. Но 36-й год - время, которое говорит само за себя. Вместе с ним с завода ушла и Татьяна Ивановна, нашедшая там пристанище после того, как в театре её признали профнепригодной. Она уехала в Ярославль в старейший российский драмтеатр имени Ф.Волкова.
А вскоре открылся знаменитый Театр миниатюр, где Пельтцер вышла на сцену в замечательной компании Рины Зелёной, Марии Мироновой, Александра Менакера. Это было весело и сложно - новый жанр, репертуара почти не было. Энтузиастам приходилось действовать методом проб и ошибок. Там Татьяна Пельтцер перешла на бытовые роли в маленьких пьесках: управдом, молочница, банщица... Актриса смеялась над своими героинями и в то же время любила их. У актрисы появились первые поклонники, ей начали писать письма, режиссёры стали приглашать на эпизоды в кино.
В сентябре 1947 года Пельтцер приходит в Театр Сатиры. Она играет много и увлечённо и, наконец, получает роль Лукерьи Похлёбкиной в спектакле "Свадьба с приданым". Спектакль снимают на плёнку и пускают по кинотеатрам. Следом выходит "Солдат Иван Бровкин", и Пельтцер становится знаменитой на весь Советский Союз.

Её тут же окрестили "матерью русского солдата". Предложения от кинорежиссёров посыпались, как из рога изобилия. Пельтцер получает звание заслуженной артистки и становится примой Театра Сатиры. Теперь пришла пора налаживать быт. Пока она живёт в общежитии театра. При ней - Иван Романович, которого выставила из дома молодая жена. Числится он в Театре-студии киноактёра. Узнав, что на улице Черняховского, что возле станции метро "Аэропорт", строится кооперативный дом от этого театра, Пельтцеры вносят необходимую сумму и вскоре получают квартиру. Их соседями становятся Рыбников и Ларионова, Юматов и Крепкогорская, Гайдай и Гребешкова, Шагалова и Шумский, Булгакова, Соколова, Румянцева, Виноградова, Кубацкий... Каждое утро Иван Романович спускался во двор со своим любимцем - огромным попугаем на плече. Он чинно заводил беседу с кем-нибудь из соседей, а попугай, нетерпеливо раскачиваясь из стороны в сторону, пытался переключить внимание хозяина на себя: "Ваня! Ваня! Ваня!" Не находя отклика, птица взрывалась: "Пельтцер, мать твою!!!" Попугай пользовался в доме большой популярностью.
Конец 60-х и начало 70-х были для Татьяны Ивановны победны и радостны. Именно тогда она часто повторяла сказанную на своём 70-летнем юбилее фразу "Я - счастливая старуха!" В театре она сыграла Прасковью в "Старой деве", мадам Ксидиас в "Интервенции", Марселину в "Безумном дне, или Женитьбе Фигаро", мамашу Кураж, фрекен Бок, блистала в спектаклях "Темп 1929" и "Маленькие комедии большого дома". Наконец, бенефисной ролью стала для актрисы тётя Тони в фееричной постановке Марка Захарова и Александра Ширвиндта "Проснись и пой!". Хорошо, что спектакль был снят на плёнку, поэтому мы и теперь можем наблюдать этот безупречный комедийный стиль, вихрь эмоций, заразительный темперамент, танцы, песни, феерические взлёты по лестницам, стремительные проходы по сцене, полную раскованность и свободу.
Зрителям казалось, что такой, какой она была на сцене, она оставалась и в жизни - своей, близкой, понятной, что всё давалось ей легко и просто. Но это всё от мастерства. Именно мастерство, отточенное, отшлифованное годами создавало ощущение её пребывания на сцене сплошной импровизацией - настолько она была жизненна, легка, заразительна. Творческая же индивидуальность Пельтцер была сложной и противоречивой. Когда её партнёр менял мизансцену, пропускал реплики, словом, отступал от установленного рисунка, Татьяна Ивановна выбивалась из привычного состояния, не могла произнести ни слова. У неё делались, по словам коллег, "несчастные собачьи глаза". Пельтцер чувствовала себя свободно лишь в железно установленных привычных рамках. Связи, которые укреплялись внутри спектакля между нею и партнёрами, должны были быть так же прочны, как и всё в её жизни.

В душе многие её не любили, и не потому, что она была ведущей актрисой - это само собой. Не любили за прямолинейность, за то, что резала правду-матку в глаза, за кажущийся вздорным характер.
Замечательный актёр Борис Новиков, которого однажды "обсуждали" на собрании труппы за пристрастие к спиртному, после нелестного выступления Татьяны Ивановны, обидевшись, сказал: "А Вы, Татьяна Ивановна, помолчали бы. Вас никто не любит, кроме народа!" Новиков-то её любил, да и она журила его ехидно, по-матерински. Но что ж поделать, если Пельтцер никогда не кривила душой и говорила только правду даже близким и дорогим.
Те, кому она покровительствовала, не чаяли в ней души. Татьяна Ивановна обожала свою парикмахершу, которой везла подарки отовсюду. Боготворила Андрея Миронова, которого считала своим сыном и была неразлучна с ним с первых дней его жизни, поэтому всем надоела своими тостами за здоровье любимца и рассказами о его появлении на свет 8 марта. Обожала смачные анекдоты, чуть ли не солдатского пошиба, и сама мастерски рассказывала их. Память у актрисы была превосходной, на детали, на эмоциональные штрихи, на людей. При всей простоватости большинства своих героинь, она превосходно владела такими деталями, которые почти утратились в то время - как держать веер, как им играть, как выставлять ножку в реверансе... Вспомните "Женитьбу Фигаро"! Как же это всё могло сочетаться в одном человеке?
Татьяна Ивановна была необычайно активна, и распространялось это не только на театр и кино, но и на общественную сторону жизни. Будучи депутатом Моссовета и райсовета, она вносила в эту свою деятельность темперамент и необычность своей личности. Людям помогала легко и напористо. Всё это, однако, не значит, что у Пельтцер был ровный и спокойный характер. Она бывала резка, эксцентрична, её раздражала неточность, неорганизованность, топтание на месте. Она не любила сидеть без работы, без новых ролей. И не молчала об этом, а высказывалась, придираясь по любому поводу. Татьяна Ивановна много снималась в кино - ей казалось, что иначе её скоро забудут, и она в конце концов умрёт с голоду. Поэтому друзья нередко заставали её дома пакующей вещи и складывающей неизменный коврик для ежеутренней зарядки - согласилась сниматься где-то в глуши у неизвестного дебютанта: "Он, кажется, талантлив. Надо помочь..." Причём к своим работам Пельтцер относилась очень трепетно, хотя иногда и кокетничала, что, мол, плохо сыграла. Однако, вот же любопытно: если мы посмотрим на список её киноработ, фамилий прославленных и ведущих режиссёров мы там не найдём! Кроме Надежды Кошеверовой и Ильи Фрэза по нескольку раз её никто не снимал. Не знали, как использовать? Не было подходящих ролей?
Вообще-то, дикая перепалка с кинорежиссёром перед съёмкой была своеобразным допингом для Татьяны Пельтцер - через пять минут она выпархивала на площадку и обезоруживала всех своим неповторимым искусством. Ей всё прощалось, так как все видели уникальную актрису, способную вытянуть любую не выписанную ни драматургически, ни режиссёрски роль. Даже постановщик "Ивана Бровкина" Иван Лукинский сам признался, что роли Евдокии Бровкиной не придавалось особого значения. Лишь когда стало ясно, что фильм получился во многом благодаря актёрам, когда посыпались письма, а критики восхитились работой актрисы Пельтцер, в следующей картине "Иван Бровкин на целине" роль матери писалась уже специально под неё и с большим количеством сцен.
А сколько у неё было таких мам ("Укротительница тигров", "Одиножды один", "Морозко"), бабушек ("Чудак из пятого "Б"", "Вам и не снилось", "Карантин"), жён, тёть, соседок, учительниц, медсестёр, просто старух ("Деревенский детектив", "Ты - мне, я - тебе", "Личное дело судьи Ивановой", "Медовый месяц", "Журавушка")! Это мизерный перечень наиболее известных фильмов, которые можно назвать более-менее удачными. Но ведь картин с её участием гораздо больше, а поди-ка, вспомни! Чем памятны нам детские ленты "Приключения жёлтого чемоданчика" и "Руки вверх!" - только бабушками в исполнении Татьяны Пельтцер. Кто ещё из наших актрис мог бы в семьдесят лет танцевать на крыше, прыгать с забора, бегать с песнями по мостовым, кататься, стоя на крыше троллейбуса?

1972 год. Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Т.И.Пельтцер почётного звания "народной артистки СССР". Первая народная в театре Сатиры за 48 лет его существования!
Через 5 лет произошло совершенно неожиданное событие. Пельтцер оставила родной Театр сатиры. Она уже давно была "влюблена" в Марка Захарова. Он поставил пять спектаклей и все с Пельтцер в главной роли. С его уходом Татьяне Ивановне стало чего-то не доставать. Между ней и Плучеком словно кошка пробежала. В конце концов во время одной из репетиций "Горя от ума" разразился страшный скандал. И Татьяна Пельтцер ушла с этой сцены. Навсегда.
Переход в "Ленком" воспринимался тогда многими как поступок безрассудный. После тридцати лет работы в популярнейшем столичном театре, где рядом с другими любимцами публики она оставалась лидером, вдруг поменять всё на свете и начать жизнь сначала - для этого нужен особый характер. У Татьяны Ивановны он был. Азартный, рискованный.
В театре имени Ленинского комсомола Пельтцер сыграла немного и не очень интересно. Бенефисной стала роль старухи Фёдоровны в пьесе Людмилы Петрушевской "Три девушки в голубом". Было очень странным и нелепым видеть актрису в образах Клары Цеткин ("Синие кони") и Надежды Крупской ("Диктатура совести"). Татьяна Ивановна постоянно забывала или путала чуждые ей тексты, переживала, плакалась подругам. Но что поделаешь, если достойных для неё ролей в молодёжном театре просто не было. От "Дорогой Памелы" она наотрез отказалась - не приняла ни трактовку пьесы, ни её постановщика: "Чего это я, сдуру, на сцене в ванну полезу?" Всё внимание актрисы сконцентрировалось на небольших ролях, а то и вовсе на эпизодах, где Пельтцер не только не затерялась, но порой "перетягивала на себя всё одеяло".
Татьяна Ивановна всегда с интересом смотрела спектакли молодых и, хотя нечасто разделяла их увлечения, с искренним уважением относилась к их поискам, восхищалась трудолюбием и самоотдачей. Она постоянно звала в гости молодых и "безнадёжных". Она умела дружить и ценить дружбу. С радостью бежала на встречу с Фаиной Георгиевной Раневской, в гости ли или на спектакль, не уставая восхищаться великой актрисой и повторять её остроты. С Валентиной Георгиевной Токарской могли ночи напролёт играть в преферанс на деньги и с удовольствием вспоминать, как на гастролях в Париже убегали от приставленных к труппе комитетчиков и "шатались" по ночным кабакам. Долгие годы продолжались тёплые отношения и с Гансом Тейбнером, её мужем. Ганс стал профессором, доктором философских наук, работал в институте Маркса-Энгельса. Когда его сын приезжал учиться в Москву, то гостил у Татьяны Ивановны по нескольку дней. Вторая жена Ганса, почему-то, страшно ревновала мужа к ней, устраивала скандалы, запрещала переписываться. Но бывшие супруги оставались привязанными друг к другу всю жизнь. Ольга Аросева однажды стала свидетельницей их встречи: "Мы как-то отдыхали в Карловых Варах, он приехал из Берлина повидаться с Татьяной Ивановной. Мы с Галей Волчек решили, что им хотелось бы побыть одним, вспомнить прошлое - и отошли. Они стояли вдвоём на балконе. Вначале тихо беседовали. Потом тонус беседы начал накаляться, голос Татьяны Ивановны, конечно же, лидировал. Из доносившихся обрывков фраз было понятно, что выяснялось, кто виноват в том, что они расстались... Но всё свелось к улыбкам и смеху. Пятьдесят лет прошло. Да каких лет! Их разлучила история, как сказала бы героиня Пельтцер тётя Тони Кралашевская".
Эффект разорвавшейся бомбы произвела в 1991 году небольшая заметка в центральной прессе под названием "В палате с душевнобольными". В ней говорилось о том, что всеми любимая артистка помещена в дешёвую клинику для сумасшедших в общую палату, где "местные психи не приняли её" и избили. Был скандал, после которого театр приложил-таки усилия для перевода Татьяны Ивановны в элитную больницу.
Для актрисы такое заболевание стало трагедией. В целом здоровый человек, она и в восемьдесят пять продолжала курить, пить крепчайший кофе и всё время бегать-бегать-бегать. Она же никогда не ходила пешком! А уж каким крепким был у неё сон - Валентина Токарская рассказывала, как однажды в гостинице к ним в открытое окно вошёл голубь и сел на голову спящей Татьяны Ивановны. Так та даже не пошевелилась!
И вдруг - потеря памяти. Пельтцер уже выводили в "Поминальной молитве" просто так, почти без слов. Лишь бы зрители лицезрели свою любимую актрису. Ей и не надо было ничего не говорить - мы видели её глаза, её движения и понимали всё, что она хотела нам сказать. Общение с великим искусством продолжалось... Пока однажды Татьяна Ивановна после нервного перенапряжения вновь не попала в больницу. Там, предоставленная самой себе, неуёмная и непоседливая, она упала и сломала шейку бедра. Для 88-летнего человека исход был один...
Москва простилась с Татьяной Ивановной Пельтцер. Зрители любили её всегда, со "Свадьбы с приданым". И будут любить всегда. За "Ивана Бровкина", за "Жёлтого чемоданчика", за "Проснись и пой!" и "Фигаро", за квартиры и телефоны, которые выбивала депутат Пельтцер для простых жителей столицы - за всё, что сделала она и в искусстве, и в жизни.

194З — ОНА ЗАЩИЩАЕТ РОДИНУ (колхозница). 1944 – СВАДЬБА (жена доктора) 1945 – ПРОСТЫЕ ЛЮДИ (Плаксина). 1948 – ДРАГОЦЕННЫЕ ЗЕРНА (старшая стенографистка). 1953 – СВАДЬБА С ПРИДАНЫМ (Лукерья Похлебкина), СЕАНС ГИПНОЗА (работница птицесовхоза). 1954 – АТТЕСТАТ ЗРЕЛОСТИ (дворничиха), УКРОТИТЕЛЬНИЦА ТИГРОВ (Воронцова), БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ (тетя Лиза). 1955 – ДВА КАПИТАНА (Нина Капитоновна), ЛЮБИМАЯ ПЕСНЯ (Наталья Алексеевна), СОЛДАТ ИВАН БРОВКИН (мать Бровкина), МАКСИМ ПЕРЕПЕЛИЦА (тетка в платке). 1956 — МЕДОВЫЙ МЕСЯЦ (Вера Аркадьевна). 1958 — ИВАН БРОВКИН НА ЦЕЛИНЕ (мaть Бровкина), НЕ НА СВОЕМ МЕСТЕ (жена Вранбуци). 1959 — КОСОЛАПЫЙ ДРУГ (ветеринарный врач), НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ МИШКИ СТРЕКАЧЕВА (уборщица). ПОВЕСТЬ О МОЛОДОЖЕНАХ (Варвара Васильевна). 1960 — КОНЕЦ СТАРОЙ БЕРЕЗОВКИ (учительница), ПЕРВОЕ СВИДАНИЕ (Маргарита Михайловна), СВОЯ ГОЛОВА НА ПЛЕЧАХ (Пелагея Степановна). 1961 — ЧЕРТОВА ДЮЖИНА (Надежда Ивановна). 1962 — КОНЕЦ СВЕТА (Матрена), ХОД КОНЕМ (бабка Степанида), ЯБЛОКО РАЗДОРА (Дудукалка). 1963 — ТРУДНЫЕ ДЕТИ (бабушка Севы). 1964 — ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТОЛИ КЛЮКВИНА (Дарья Семеновна), МОРОЗКО (мать жеииха), ВСЕ ДЛЯ ВАС (тетя Саша), НОЛЬ ТРИ (Карринг). 1965 — ПУТЕШЕСТВЕННИК С БАГАЖОМ (эпизод). 1966 — ФИТИЛЬ № 50 (бабушка-пассажирка в сюжете Что же вы псете, дьяволы!). 1967 — БОЛЬШИЕ ХЛОПОТЫ ИЗЗА МАЛЕНЬКОГО МАЛЬЧИКА, тв (бабушка). 1968 — ДЕРЕВЕНСКИЙ ДЕТЕКТИВ (Глафира Анискина), КАК ВЕЛИТ СЕРДЦЕ (Лидия Федоровна), ЖУРАВУШКА (бабка Настасья), ФИТИЛЬ № 67 (пожилая сотрудница в сюжете Так в жизни бывает). 1970 — ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЖЕЛТОГО ЧЕМОДАНЧИКА (бабушка). 1971 — МОЛОДЫЕ (тетя Нюша). 1972 — ЧУДАК ИЗ ПЯТОГО "Б" (бабушка Нины), ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ, тв (Гофмейстерина). 1973 — ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ (Вера Борисовна). 1974 — ЦАРЕВИЧ ПРОША (Берта), БОЛЬШОЙ АТТРАКЦИОН (Ольховикова), АНИСКИН И ФАНТОМАС, тв (Глафира Анискина), ОДИНОЖДЫ ОДИН (мать Анатолия). 1975 — ЕДИНСТВЕННАЯ (Алина Евгеньевна), ЭТО МЫ НЕ ПРОХОДИЛИ (Надежда Александровна). 1976 — ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ, тв (Клавдия Ивановна), КОЛЫБЕЛЬНАЯ ДЛЯ МУЖЧИН (тетя Таня). 1977 — ЛИЧНОЕ СЧАСТЬЕ, тв (Тикоцкая), КАК ИВАНУШКА - ДУРАЧОК ЗА ЧУДОМ ХОДИЛ (баба Варвара). 1978 — И СНОВА АНИСКИН, тв (Глафира Анискина), ЗДРАВСТВУЙ, РЕКА! (бабушка Степки). 1979 — ПРИМИТЕ ТЕЛЕГРАММУ В ДОЛГ (Пивашиха), ТРОЕ В ЛОДКЕ, НЕ СЧИТАЯ СОБАКИ, тв (миссис Поппитс). 1980 — НОЧНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ (Александра Алексеевна), У МАТРОСОВ НЕТ ВОПРОСОВ (Клавдия Михайловна), ВАМ И НЕ СНИЛОСЬ... (бабушка), ДУЛЬСИНЕЯ ТОБЕССКАЯ, тв (сеньора Тереса). 1981 — ОТСТАВНОЙ КОЗЫ БАРАБАНЩИК (бабка Агапа), РУКИ ВВЕРХ! (бабушка). 1982 — ТАМ, НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ (Баба - яга), НЕ БЫЛО ПЕЧАЛИ (Юлия Дмитриевна), ОСЛИНАЯ ШКУРА (злая Волшебница). 1983 — КАРАНТИН (прабабушка). 1984 — И ВОТ ПРИШЕЛ БУМБО... (бонна), ФОРМУЛА ЛЮБВИ, тв (Федоса Ивановна), РЫЖИЙ, ЧЕСТНЫЙ, ВЛЮБЛЕННЫЙ..., тв (Сова Илона). 1985 — КАК СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ (бабушка Лиды), ЛИЧНОЕ ДЕЛО СУДЬИ ИВАНОВОЙ (бабушкина соседка), ПОСЛЕ ДОЖДИЧКА В ЧЕТВЕРГ (сторожиха). 1986 — МАЛЯВКИН И КОМПАНИЯ, тв (Анна Петровна), КТО ВОЙДЕТ В ПОСЛЕДНИЙ ВАГОН (клоунееса). 1987 — ЕРАЛАШ № 57 (роль в сюжете Дышите глубже). 1988 — РАЗ, ДВА — ГОРЕ НЕ БЕДА, (бабушка). 1989 — КНЯЗЬ УДАЧА АНДРЕЕВИЧ (соседка Северьяна).

Использованные материалы:
Архив Московского театра Сатиры
Справoчник Актеры Советского кино
Проект "Люди"
Фото из архива театра Сатиры,
с сайтов Энциклопедии отечественного кино
Киностудии имени Горького
и личного архива автора

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz
Hosted by uCoz
Hosted by uCoz