АЛЕКСАНДР КОЗУБСКИЙ

АВТОБИОГРАФИЯ

Родился 16 сентября 1906 года. Отец работал табельщиком-конторщиком на рыбных и нефтяных промыслах. Мать – телефонисткой санитаркой, одевальщицей в театре, заведовала костюмерной на «Мосфильме». Мать с отцом разошлись, когда я был несовершеннолетним, у него была другая семья, умер в 30-х годах, точной даты не знаю.
Я оставался с матерью, в последствии пенсионеркой и на моем иждивении. Умерла в 1953 году.
В апреле 1920 года, 13-ти лет, ушел из дому и добровольно вступил в Красную Армию, красноармейцем в 252 этап, 8- Армии, потом 1 –ый Стрелковый полк II Армии. С армией прошел путь почти до конца Гражданской войны. В 1922 году демобилизовался.
1922-26 годы, работал чернорабочим, учеником плотника, а затем плотником на железной дороге. В 1923 году принят в комсомол. Учавствовал в драмкружке. Организовал клуб молодежи. Был членом райкома комсомола. В 1925 году /в годовщину смерти В.И.Ленина/ принят в кандидаты партии, с 6-ти месячным стажем, как рабочий.
В члены партии принят в апреле 1926 года. В том же году Райком комсомола напраляет меня по путевке на Рабфак искусств на театральное отделение. В 1929 году, как успевающего студента, меня перевели в ЦЕТЕТИС – ГИТИС – там был избран заместителем секретаря парторганизации и секретарем комсомольской организации. Дважды направлялся ЦК ВЛКСМ с Агитколонной ЦК ВЛКСМ на село – декабрь-январь 1929/30 гг. в Сибирь в Славногордский район. Вторая поездка осенью 1930 года в Бугурусланский район, тогда Самарской области. Я был назначен руководителем бригады. Было время коллективизации и борьбы с кулачеством. Наши спектакли, отвечающие на тему дня того времени, смотрелись с интересом, но работать было сложно. Кулачество угрожало нам, и даже стреляли в нас. В бригады входили студенты: М.Ладынина, В.Дудин, И.Любезнов, А.Шапс, я и другие товарищи.
Во врепмя учебы был на практике во МХАТе – втором, а по окончании ГИТИСА в 1931 году, принят в МХАТ – второй в труппу. Сыграл 9 ролей, из них 4 значительные: Иван Кукла – «Дело чести», Луконя – «Неблагодарная роль», Герр Шульц – «Униженные и оскорбленные», Петрович – «Чудак».
Дважды был избран председателем месткома.
В МХАТе – втором были выдающиеся мастера Б.М.Сушкевич, Н.Н.Бромлей, И.Н.Берсенев, А.И.Чебан, В.В.Готовцев, С.В.Гиацинтова, С.Г.Бирман… Общаясь с ними в спектаклях, многому у них учился, что было хорошей творческой школой.
В 1933 году мой учитель Б.М.Сушкевич был назначен директором и художественным руководителем в Ленинградский академический театр /теперь им. Пушкина/, он пригласил меня поехать с ним. Три года с лишним /1933-36г.г./ я проработал в этом театре, мне поручались хорошие творческие работы: Рябцев – «Враги», Костя – «Чужой ребенок», Первый беспризорник – «Ваграмова ночь», Бридуазон – «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и др. роли. По общественной линии был председателем военно-шефской комиссии, выезжал с бригадой ленинградских артистов в Белорусский военный округ. Творческая работа в театре совмещалась с выступлениями на эстраде, выступал в сборных концертах и с сольными вечерами. Читал произведения классиков и советских писателей.
В 1936 году художественным руководителем театра Сатиры Н.М.Горчаковым был приглашен в Сатиру.
Моей первой ролью, была роль затейника в комедии-обозрении «Похождения Дон-Жуана» вместо В.Я.Хенкина. Говорили, что я успешно сыграл, и в дальнейшем творческая судьба сложилась удачно. Сыграл более 20-ти отличных ролей: Дряхин – «Азорские острова», Понцер – «Большая семья», Розанов – «Весенний смотр», Адольф Гаврилович – «Простая девушка», Аким Петрович – «Таланты», Гарри – «Чертов мост», Апломбов – «Свадьба», Кругликов – «Сашка», Дулитл – «Пигмалион», Зёлкин – «Кто смеется последним», Сенечка Перчаткин – «Чужой ребенок», Ефим – «Надежда Дурова» и т.д.
Работы отмечались в прессе, был представлен к званию заслуженного артиста, но война помешала. В т о время в театре Сатиры, не было партийной организации, была партийная прослойка – 4 человека, парторгом являлся т. Афиноганов, меня избрали заместителем, а 1937 году парторгом, необходимо было создавать парторганизацию.
Некоторым актерам я дал рекомендации в партию: т.т. И.А.Любезнову, Р.Г.Корфу, Е.Я.Милютиной, Ф.А.Диманту, А.В.Баринову, Г.А.Иванову, Г.Н.Знаменову, зав. муз. частью Я.В.Чернявскому. В театр было принято на работу несколько коммунистов.
В 1939 году парторганизация насчитывала 15 человек и продолжала пополняться. Становясь авторитетным органом. Влияние парторганизации складывалось на репертуаре, качестве спектаклей и всей деятельности театра.
Война 1941 года. По предложению парторганизации и при поддержке главного политического управления Красной Армии коллектив театра, разбившись на четыре бригады, выехал на Западный фронт, для культурно-художественного обслуживания воинов.
Бригады в тяжелейших условиях успешно давали свои концерты, площадками являлись: опушки леса, блиндажи, сараи, грузовики. Все бригады работали отлично, не считаясь с обстановкой, плохи были дороги, машины застревали, мы их вытаскивали, попадали под вражеский обстрел, а впоследствии попали в окружение. В одной из бригад, куда я был назначен руководителем, в госпитале, где торлько что выступали /Вязьма/ попала бомба, уцелели чудом и продолжали выступать. В этот день дали 17 концертов.

Три бригады из окружения выбрались, хоть нас преследовали гитлеровские самолеты и бомбили. Одна бригада, куда входили Р.Г.Корф, Я.М.Рудин, В.Г.Токарская, Р.М.Холодов, попали к фашистам. Р.Г.Корф и Я.М.Рудин – погибли. В.Г.Токарская и Р.М.Холодов до конца войны были в плену.
Ввиду сложности обстановки командование Западного фронта отправило нас в Москву. Это было 2 октября 1941 года. 14 октября нашему, как и многим другим московским театрам было предложено эвакуироваться в Иркутск, поспешные сборы привели к тому, что театр прибыл в Иркутск без декораций, костюмов, реквизита и без…художественного руководителя, Н.М.Горчакова.
Н.М.Горчаков отказался поехать.
Театр возглавила парторганизация. Директора также не было, он приехал позднее. Обязанности художественного руководителя временно исполнял В.Я.Хенкин.
В короткий срок при помощи иркутских партийных и советских организаций, мобилизовав все возможности, включая личные, театр частично восстановил репертуар: «Сашка», «Чужой ребенок», «Пигмалион», «Неравный брак». Начались спектакли. Был художественный и кассовый успех.
Подготовлены два новых спектакля «Каленым штыком» и «Дым отечества».
Весной 1942 года театр выехал на гастроли во Владивосток, там пробыли два месяца, спектакли проходили с успехом, давали шефские выступления в частях, подразделениях, на кораблях, Русском острове и т.д. Выпустили новый патриотический спектакль «Надежда Дурова». Здесь же получили пополнение акторов из ликвидированного московскогот еатра Замоскворецкого района. К нам был назначен художественным руководителем И.Я.Шлепянов – отличный режиссер и художник.
Из Владивостока театр переехал в Комсомольск-на–Амуре и Хабаровск – где работали до конца лета. И в этих городах развернулась активная шефская деятельность.
Осенью поехали в Читу на I месяц. На зиму театр переехал в Магнитогорск – известный своим металлургическим комбинатом. Все возможные условия коллективу были созданы, театр им. Пушкина, в котором давали спектакли, жилье. Тяжелое положение страны в то суровое время обязывало нас давать полноценные спектакли. Мы вели большую общественную работу, делали внеплановые ночные спектакли и концерты, сбор от которых поступал в фонд обороны, было организовано совместное ночное представление с цирком, тоже в фонд обороны. От командующего театр получил благодарность.
На металлургическом комбинате бывали часто, особенно высткпали в цехах, красных уголках. Особенно активно учавствовали: т.т. Хенкин, Поль, Кара-Дмитриев, Лепко, Димант, Тусузов, Милютина и другие.
В то время я был председателем шефской комиссии и организация шефских мероприятий в воинских частях и на заводах, а также концертов и спектаклей в фонд обороны была моей общественной работой. В Магнитогорске театр показал новые спектакли: «Москвичка», «Новые похождения солдата Швейка».
С Магнитогорском мы расставались в торжественной обстановке, как с родным городом, приютившем нас во вторую военную зиму.
Летом театр переехал в Челябинск, начались спектакли и шефские выступления на Кировском и других заводах. Через месяц направились в Свердловск. И здесь были не только гастролерами, а оружием искусства, помогали крепить оборону, активно учавствуя и в общественной жизни. После 2-х месячного пребывания в Свердловске театр был вызван в Москву. Двухлетняя поездка была закончена. Расставались с многими друзьями, увозили отзывы от воинских частей и промышленных предприятий восьми городов.
Т.т. Хенкину, Полю, Любезнову, Кара-Дмитриеву и мне, одной воинской частью было присвоено звание почетного красноармейца.
По приезде в Москву осенью 1943 года художественным руководителем театра вместо Шлепянова, был снова назначен Н.М.Горчаков, с ним будучи секретарем парторганизации у меня были сложные взаимоотношения, споры по организационным вопросам театра. Я просил перевести меня в другой театр и был переведен в театр Миниатюр, там избран секретарем парторганизации. В том же 1944 году Политуправление Советской Армии направило бригаду московских актеров для культурно-художественного обслуживания солдат и офицеров Карельского фронта. Я был назначен руководителем и артистом бригады. После месячной поездки бригада заслужила благодарность и вернулась в Москву.
В 1945 году театр Миниатюр был переименован в театр Дзержинского района, а в 1948 году закрыт, меня перевели в драматический театр им. Станиславского, в том же помещении где был театр Дзержинского района.

В 1950 году в театр Сатиры главным режиссером был назначен Н.В.Петров и я снова был переведен в Сатиру. Будто ничего не изменилось. Я в театре, которому отдал много сил и сердца. Занял прежнее положение, активно включился в творческую и общественную жизнь.
Сыграл ряд отличных ролей: Фа-Бень «Пролитая чаша», Гица – «Потерянное письмо», Сен-Потен «Господин Дюруа», Вяткин – «Домик», Секретарь – «А был ли Иван Иванович?», Брандмейстер «Клоп», Паша – «Мистерия Буфф», Топтунов – «Памятник себе», Первый министр – «Тень», Берлага – «Золотой теленок», Кормига – «Яблоко раздора», Морис – «Над пропостью во ржи». Был избран в Местком, председателем культмассовой комиссии, производственной комиссии, агитатором в цехе. Сейчас в течение 9 лет – Председатель кассы взаимопомощи. По собственной инициативе явился организатором музея театра. Более 10 лет занимаюсь собиранием архивных материалов, положив в основу личный архив. Сейчас музей преобретает соответствующую форму, музей обогатился и в скором времени его можно открыть.
Заведую музеем на общественных началах.
Как артиста меня волнует, что в течение долгого времени не получаю творческой работы, последней ролью был Ночкин в «Бане» - 4 года назад. Такое положение я переношу тяжело, оно меня угнетает.
В прошлом году зимой с бригадой из тех артистов в шефском порядке Политуправлением погранвойск СССР были направлены для обслуживания пограничников в Средне-Азиатский пограничный округ. Играли сцены из спектаклей, было художественное чтение, показывали кинофильмы, в которых снимались. Отзывы о поездке были отличными, награждены нагрудными значками пограничника и привезли подарки театру. Вскоре после поездки в Среднюю Азию и событий на острове Даманский, этой же бригадой вылетели в Хабаровск, откуда и началась поездка по погран заставам по реке Уссури, включая заставы: Кулебякино и Нижняя Михайловка, а это и есть район острова Даманский. Встречались с героями Даманцами, навещали семью погибшего И.И.Стрельникова и передали привет от москвичей. Возложили цветы погибшим героям. Незабываемы дни, проведенные на заставах. Действительно было содружество воинов и артистов. Концерты давались ежедневно, иной раз по два, при условии бездорожья. Когда объявили, что выступают артисты из Москвы, произошло что-то похожее не взрыв, прилив патриотизма, радость искусства и чудесный прием и высказывания о концерте и благодарность за выступление и клятва служить Советскому Союзу и охранять священные рубежи Родины! Из-за этого стоило ехать!
В театр привезли подарки и благодарность командования, нас наградили значками отличника Советской Армии, Министерство Культуры РСФСР нас тоже премировало за поездку в Среднюю Азию по…50 рублей.
Помимо работы в театре, выступаю в концертах, снимался в кинофильмах и телевизионных передачах.
Награжден тремя медалями.
Грамот и благодарностей более ста.
Секретарем парторганизации был в общей сложности 10 лет.
Руководил художественной самодеятельностью в клубе ЦК КПСС /1952-1954г.г./
Взысканий не имею.

А.Козубский. 1970 год.

Из архива Московского академического театра Сатиры

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz