Михаил Геловани в роли Сталина

ОБРАЗ И.В.СТАЛИНА В СОВЕТСКОМ КИНО


Впервые образ Вождя народов был исполнен в игровом кино артистом Кировского областного драматического театра Семеном Гольдштабом в фильме М.Ромма "Ленин в Октябре", но эта роль оказалась лишь внешней зарисовкой, тенью, неотступно сопровождающей Ленина, которого блистательно играл Борис Щукин, кроме этого актер не понравился Сталину, хотя он утвердил все его пробы. Скромный и не слишком заметный на экране Гольдштаб, вероятно, не был той масштабной и притягательной фигурой Сталина, которая виделась вождю в его честолюбивых замыслах.
Уже в следующий революционный фильм "Великое зарево" режиссер Михаил Чиаурели пригласил играть Сталина грузинского актера и режиссера Михаила Геловани, которму придется в ближайшие 15 лет играть только эту единственную роль в кино и на сцене МХАТа. Понимал ли тогда актер, на что он себя обрекает, приняв предложение режиссера... Скорее всего, дав согласие, он надеялся, что успешная работа в таком фильме откроет ему широкую дорогу к разным и интересным ролям. Для первой пробы актера гримировали четыре часа. Он изучал голос вождя по граммофонным платинкам, часами смотрел хронику и фотографии. И в 30-е годы, и позже на Геловани отрицательное влияние оказала ложно-монументальная, парадная живопись тех лет, установившая определенные каноны в изображении Сталина. Из картины в картину, чуть видоизменяясь, переходили строгая фигура и величавые позы вождя с рукой за бортом френча, с трубкой в зубах и водевым жестом.Роль Геловнаи в "Великом зареве" сначала называлась осторожно "Кавказец", потом ненужный камуфляж был отброшен, и на экране появился молодой Сталин, "несгибаемый революционер и политик". В первые месяцы работы над фильмом Геловани часто просматривал отснятый материал и видел в кадре себя, а не намеченный режиссером образ, требовал пересъемок. Постепенно образ Сталина обретал в исполнении Геловани нарочито-монументальные черты, в речи актера стали преобладать интонации учителя и наставника всех большевиков. В "Великом зареве" сильно ощущалось безмерное, почти холопское преклонение перед Сталиным, чья роль в подготовке Октября преподносилась как особо важная, все эпизоды с Лениным были проходными и малозначительными.
Осенью 1938 года законченная картина была представлена на суд "первому зрителю" страны. Режиссер М.Чиаурели рассказывал Геловани как проходил этот просмотр.
Сталин сидел впереди, удобно устроившись в большом кресле, из-за спинки которого были видны только кисти его рук, лежавшие на подлокотниках. За ним в зале сидели В.Молотов, К.Ворошилов, М.Чиаурели и руководитель Главного упраления кинематографии С.Дукельский. После того как закончился фильм и в зале зажегся свет, возникла длительная и довольно неприятная пауза. Первым всегда говорил Сталин. Но он молча поднялся с места, затем пошел к выходу и, вдруг остановившись в открытых дверях сказал: "А я не знал, что оказывается, я такой обаятельный.Хорошо!".
Фильмы с участием Михаила Геловани в роли Сталина, конечно содействовали усилению культа вождя, который уже в зарождался самом начале 30-х годов.
Образ идеального вождя, который Геловани создал уже в тридцатые годы, был ему гораздо ближе, чем реальный Сталин. Михаил Геловани склонный к спокойному, домашнему образу жизни, не мог знать всей правды о Сталине и сохранял, как и миллионы людей своего поколения, иллюзии, связанные с его именем. В образе вождя, созданным артистом, конечно чувствуется стремление облагородить своего героя, оправдать в своих глазах.
Постепенно от фильма к фильму возникал наработанный статичный, искусственно сконструированный образ со все более заметной склонностью к созданию священного, полумистического ореола вокруг всезнающего и всеведающего вождя.
Сергей Юткевич, работая над картиной "Человек с ружьем" (1938), полностью подчинил Геловани мифической идее духовной близости Ленина и Сталина, которые не могут обойтись друг без друга. Сталин всегда появляется вместе с Лениным как равноценный ему политический деятель, они вместе ведут серьезный разговор, весело смеются, узнав, что оробевший солдат упустил белогвардейского генерала, и с аппетитом едят картошку в мундире, отмечая ее "особый вкус".
В 1939 году Геловани сыграл роль вождя в картине Михаила Ромма "Ленин в 1918 году", получившей свое название по предложению самого Сталина. Многие страницы истории революции и гражданской войны подверглись здесь решительному пересмотру, роль Сталина на Царицынском фронте была непомерно преувеличена, в фильме возникли контуры монументального образа "великого полководца" отстоявшего Царицын и обеспечившего Петроград хлебом.
В 30-е годы Геловани довольно часто играл Сталина в самых разнообразных киноэпизодах. В финальной сцене "Члена правительства" (1939) А.Зархи и И.Хейфица ему не понадобились слова. Он проходит в ложу Кремлевского дворца, где собрались народные депутаты, и тут же начинается бурная нескончаемая овация. Снимался Геловани и в фильме "Выборгская сторона" Г.Козинцева и Л.Трауберга (1938). Зрителям запомнились такие кадры: Ленин и Сталин уходят на цыпочках из комнаты Смольного, где на диване крепким сном забылся новый директор банка Максим, перед уходом Геловани с лукавой улыбкой переправляет в объявлении о начале и конце рабочего дня цифру семь утра на восемь.
У режиссера М.Калатозова, поставившего в 1941 году картину "Валерий Чкалов", Геловани-Сталин обращается к летчику с наставительно-отеческой интонацией: "Ваша жизнь летчика нам дороже самой замечательной машины", - и советует ему "жить как можно дольше". В другой сцене Геловани рисует в образе Сталина знающего и мудрого покровителя советской авиации. Он выпытывает у Чкалова, есть ли у него уверенность в рекордном полете, все ли предусмотрено. И только убедившись во всем и рассеяв свои сомнения, дает добро на полет в Америку, подчеркивая всем своим видом, что иных ответов от пилота он не ждал.
В картине братьев Васильевых "Оборона Царицына" (1942), весьма далекой от исторической правды, Сталин уже главный персонаж, оказавшийся в центре всех изображаемых событий. Во второй половине 40-х годов образ Сталина приобрел черты монумента, стоящего высоко над людьми, рождался "богочеловек", которому понятно и доступно все в подлунном мире. Особенно это сказалось в игре совершенно не похожего на вождя артиста Алексея Денисовича Дикого, игравшего Сталина в фильмах "Третий удар", "Рядовой Александр Матросов" и "Сталинградская битва". Дикий создавал на экране холодный образ-памятник, не высказывая к своему герою никакой любви.
В "Клятве" (1946), реж. М.Чиаурели, действие охватывает почти два десятилетия. Свою "клятву" Ленину Сталин (М.Геловани) произносит не в Большом театре, как это было на самом деле, а на Красной площади где ему внимают тысячи людей. В шубе, с непокрытой головой он стоит у скамейки в Ленинских горках. На глазах вождя настоящие слезы, в его воображении оживает Ленин, и он как будто беседует с ним. Сталин безошибочно, на слух определяе причину неисправности трактора, застрявшего на Красной площади, помогает в его ремонте и, заняв место водителя, делает несколько победных кругов по Красной площади. В течении всего фильма звучат народные песни и марши. У Геловани мало живых слов, нет естественных положений, он держится напыщенно и чересчур торжественно. Отвечая на вопрос Варвары Михайловны о войне, Сталин, вглядываясь в неведомую простым смертным даль, говорит: "По всему видно будет".
Следующий фильм М.Чиаурели "Падение Берлина" (1949) состоит из чисто информативных, лишенных психологизма и плохо связанных с собой эпизодв. Геловани-Сталин прилежно окапывает молодое деревцо, оживленно беседует со сталеваром. Эта сцена была изъята из фильма и уничтожена в 1953 году, когда был арестован Л.Берия, какой она была можно судить лишь по книгам того времени. Но особенно настойчиво авторы фильма пытаются раскрыть так называемый "полководческий гений" Сталина, якобы усвоившего традиции Суворова и Кутузова. Беседуя с Жуковым, он единолично ставит перед ним боевые задачи накануне штурма Берлина, показывает на крте направления главных ударов, определяет количество боевой техники. С удовольствием закуривая трубку, Сталин говорит почти с олимпийским спокойствием: "С Берлином скоро будет покончено". Картина завершалась грандиозным зрелищем, апофеозом: в поверженный Берлин прилетает самолет и садится на площадь перед рейхстагом. Кругом развеваются флаги. В дверях самолета появляется Сталин, которго бурно приветствует народ, вождь направляется к маршалам и благодарит их за блестяще проведенные военные операции, затем идет по рядам восторженных представителей освобожденных народов. Хор в сопровождении оркестра поет славу Сталину.
В 50-е годы Геловани довелось сняться в пяти фильмах: "Донецкие шахтеры" Л.Лукова (1950), "Огни Баку" И.Хейфица и Рза Тахмасиба (1950), "Незабываемый 1919-й" М.Чиаурели (1951), "Джамбул" Е.Дзигана (1952) и "Феликс Дзержинский" М.Калатозова (1953). Но ни одна из этих картин не принесла ему творческой радости. "Незабываемый 1919-й" - последняя крупномасштабная лента о Сталине, в которой снимался Геловани. Этот фильм обращался с историей настолько смело, что в нем погибли последние крупицы правды. Ленин убежден, что "теперь только Сталин" может ликвидировать в Петрограде заговор вражеских сил. Приехав в Петроград, Сталин немедленно останавливает ликвидацию кораблей по приказу Зиновьева, предлагает привести их в боевую готовность и отменяет "предательское решение" об эвакуации города. Кроме того, он умело руководит боевыми действиями против английских кораблей и мятежных фортов.
XX съезд КПСС принес перемены не только в жизнь советского народа, но и в кино, режиссеры стали "изымать" Сталина из своих историко-революционных фильмов. Первыми подверглись "обработке" фильмы М.Ромма "Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918 году". Далее последовали "Валерий Чкалов", "Человек с ружьем", "Донецкие шахтеры", "Джамбул" и др. В этих фильмах Сталин не был главным героем и его пявление на экране было эпизодическим, поэтому вырезать сцены с его участием было возможно. А такие фильмы как "Великое зарево", "Клятва", "Падение Берлина", "Незабываемый 1919-й" на несколько десятков лет легли на полку, их не демонстрировали ни в кинотеатрах, ни на телевидении, ни на творческих вечерах актеров кино.
Сталин вновь появился в кино уже в другой период жизни советской страны. В середине 60-х годов режиссер Юрий Озеров начал постановку исторической военной эпопеи "Освобождение", в фильме были показаны десятки реальных исторических персонажей, и конечно Сталин, как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами СССР. Эту роль исполнил грузинский артист Бухути Закариадзе. В 70-80-е годы довольно часто в военных фильмах присутствовал образ вождя, но это было всего лишь исторической необходимостью.

По материалам книги А.Бернштейна "Михаил Геловани"

Hosted by uCoz

Образы вождей в киноГлавнаяИсполнители роли Сталина в кино