СТАРИЧОК С ЛУКАВОЙ УЛЫБКОЙ
Талантливый характерный актер с ярко выраженным началом народности. Владимир Андреевич Дорофеев исполнял на сцене театра Сатиры и в кино роли простых русских людей, мужичков – работяг, плотников, охотников, солдат, сторожей, шахтеров. Были в биографии актера и классические роли, такие как Аким – «Власть тьмы» Л.Н.Толстого. Сыграв ее в начале своей артистической деятельности, он пронес через всю свою жизнь пристрастие к таким ролям. Среди них – Епишкин «Не было ни гроша, да вдруг алтын», Белогубов «Доходное место», Шмага «Без вины виноватые» А.Н.Островского, вожачок «Оптимистическая трагедия» В.В.Вишневского и др.
В образах созданных Дорофеевым хорошо сочетаются острота характерности и мягкая лирика, резкость сатирических красок и душевная глубина.
Его Авдей Спиридонович в спектакле театра Сатиры «Свадьба с приданым» любит землю и труд, чувствует себя хозяином жизни и учит любить колхозную землю всех, кто с ней соприкасается. Любовь к людям – основная черта его характера, но дед Авдей умеет презирать и ненавидеть тех, кто плохо работает.
Неповторим знаменитый дорофеевский дед Щукарь из «Поднятой целины». Актер дважды исполнял эту роль в кино. На экране был яркий и многогранный образ смешного старика. Но Щукарь это не только комический образ, под воздействием трагических событий в его герое проявляется способность к глубоким чувствам, нежная преданность в дружбе. И таких, как Щукарь, было в творческой биографии Дорофеева множество. Добродушным старичком с прищуром и лукавой улыбкой, запомнился нам Владимир Андреевич Дорофеев. Вся его творческая жизнь, являет собой пример добросовестности, требовательности к себе , преданности своему делу и своему народу.
АВТОБИОГРАФИЯ
Родился в 1895 году 5/VII в г. Нижнем Новгороде, ныне г. Горький. Из крестьян. По социальному положению
служащий – беспартийный. В 1917 году окончил 1-ю Нижегородскую классическую гимназию, после чего, осенью того же года переехал в Москву и поступил в Музыкально-драматическое училище (б. Филармония) по классу драмы, где проучился до конца 1918 года – не закончил, прошел два курса. С начала 1919, как военнообязанный служил в штабе полевого контроля восточного фронта в должности помощника контроллера. Весной 1920 года был переведен в той же должности в Рабочее-Крестьянскую Инспекцию в г. Горький, откуда в октябре этого же года переехал на постоянное место жительства в г. Москву и с этого времени началась моя профессиональная работа в качестве актера в различных театрах столицы . Работая без малого, почти в течение тридцати лет в театрах, я одновременно, начиная с 1923 года принимал участие в киносъемках на договорных началах в Московской, Ленинградской, Минской и др. киностудиях.
В период всей отечественной войны работал в ансамбле Н.К.В.Д. СССР и неоднократно выезжал с ними на фронт, для обслуживания фронтовых частей Советской Армии. В дни фашистско-немецкой блокады г. Ленинграда в 1943 году, находился там, вместе с ансамблем Н.К.В.Д., в течение трех месяцев выступая в театрально-концертной программе перед воинскими частями, оборонявшими г. Ленинград. После окончания отечественной войны, я в ноябре месяце 1945 года перешел на работу в Армейский филиал Академического Малого театра, с которым дважды выезжал заграницу (в ноябре-декабре 1945 в Австрию, и в феврале- июне 1946 в Румынию и Болгарию), для художественного обслуживания оккупационных войск Советской Армии. С 1947 г. по 1949 г. работал в художественной кинематографии, снимаясь в различных фильмах на договорных условиях.
С сентября 1949 года вступил в состав труппы Московского театра Сатиры.
За участие в кино-фильме «Константин Заслонов» мне присуждена Сталинская премия III степени.
Имею медаль «За оборону Москвы».
Мое семейное положение – состою в зарегистрированном браке. Женат с 1927 года. Имею двух дочерей.
Во время Великой отечественной войны ни я, ни мои родственники на территории, временно оккупированной немцами , в окружении и в плену не были.
15/ХI 1950 г.
Из архива Московского академического театра Сатиры
|
|